Тел:8 800 250 3301(звонок бесплатный)

Практики Юнгдрунг Бон

Практики Юнгдрунг Бон

Священные тексты Юнгдрунг Бон насчитывают сотни томов. В них содержится такое количество учений, практик и ритуалов, охватывающих все аспекты существования, — что все из них невозможно изучить, освоить и выполнить за одну жизнь. Но есть основа, c которой должен быть знаком каждый, кто всерьез заинтересован в изучении традиции. Рассмотрим основные виды практик, которые выполняют бонпо.

Сострадание и мудрость

Сострадание и мудрость подобны двум крыльям птицы — и то и другое необходимо для полета. Духовная практика развивает и укрепляет эти качества. Она ведет человека к осознанности, «присутствию» — и противостоит силам, препятствующим их узнаванию. Это не означает, что трудности или страдания навсегда исчезают из жизни практикующего. Но он встречает их с открытым сердцем, более невозмутимо принимая вызовы, будучи более понимающим и сострадательным по отношению к себе и к окружающим.

Структура и правила

Основа практик Юнгдрунг Бон — учение о «Девяти Колесницах». Это система, в которой передал Знание основатель традиции Будда Тонпа Шенраб. Всего существует четыре Колесницы Причины (практики Низшей колесницы — астрология, гадания, ритуалы и медицина), а также учения Сутры; четыре Колесницы Плода (учения Тантры) и высшая, девятая Колесница — Великое Совершенство Дзогчен. Вне зависимости от того, к какой из Колесниц относится конкретная практика, для выполнения большинства из них необходимо прямое посвящение от учителя: без этого их выполнение запрещено.

Посвящение в практику осуществляется путем лунга — вербальной передачи текста напрямую от Мастера или ванга — церемониальной передачи. Только после этого текст может использоваться учеником для самостоятельной практики. Каждый из текстов является частью сокровищницы учения и не предназначен для ознакомления широкой публики, поэтому любой, кто соприкоснулся с традицией и желает исследовать ее более подробно, должен это понимать, принимать и уважать.

Нёндро, предварительные практики

Нёндро — это дверь в учение Юнгдрунг Бон. Через предварительные практики бонпо получают благословения просветленных существ и мастеров Традиции Бон. Нёндро помогают укротить ум, направить на путь Дхармы и очистить любые болезни, препятствия или ментальные омрачения, которые затемняют уже совершенную природу ума. Они несут огромное благословение в соединении практикующего с живой линией передачи мастеров Бон, восходящей к основателю — пробужденному Учителю Тонпа Шенрабу.

Внешние Нёндро основываются на созерцании четырех мыслей, обращающих ум к его сущности: непостоянство, ценность человеческого рождения, страдания циклического существования и закон причины и следствия. Внутренние Нёндро включают принятие Прибежища в Трех драгоценностях, зарождение Бодхичитты, очищение через 100-слоговую мантру и рецитацию трех сердечных мантр Бон, подношение мандалы, практику Гуру-йоги и простирания. 

Хотя Нёндро называют «предварительными практиками», они представляют собой полный путь освобождения. В качестве примера можно привести одного из учеников Шардзы Ринпоче, Даву Драгпу, который достиг великого радужного тела в 1976 году, практиковав 13 циклов Нёндро в течение своей жизни. Многие бонпо выполняют Нёндро в качестве основной практики, девять циклов по 100 000 повторений в течение жизни.

Три сердечные мантры Бон используются во множестве медитаций традиции и играют важную роль в практиках Нёндро. Говорится, что они суть просветления в звуке и энергии: когда бонпо поют или повторяют эти мантры, их сознание трансформируется, чтобы пребывать в союзе с Буддами. Они используются для очищения, защиты и в качестве основных практик самореализации.

Записаться на ретрит «Нёндро» в рамках программы обучения «Основы Тантры и Дзогчена»

Пхова. Перенос сознания во время смерти

В переводе с тибетского слово «пхова» означает «перенос сознания». Практика пховы относится к текстам Материнской Тантры и содержит знания об осознанном умирании. В момент физической смерти и наступления распада элементов, у каждого человека появляется возможность освобождения — путем концентрации сознания и перемещения ума в центральный канал энергетического тела и его выход через макушку.

Неготовность к переживанию смерти приносит человеку множество страхов, страданий и сомнений, но, понимание того, что происходит в момент смерти, дает возможности подготовиться — и встретить ее с невозмутимостью и хладнокровием. Традиция Юнгдрунг Бон считает, что обстоятельства нашей смерти могут определить качество нашего следующего рождения: поэтому очень важно знать, как «правильно» умереть.

Пхова может включать в себя дыхательные техники, визуализации, медитации, мантры и молитвы, которые помогают человеку контролировать путь сознания из тела в высшие сферы. Практикуя пхову регулярно, в момент наступления смерти бонпо сможет осознанно перенести свое сознание на благо лучшего перерождения.

Шаматха (Шине)

Слово «шине» переводится с тибетского как «умиротворенное пребывание». 

Практика Шине — способность сохранять сосредоточенное внимание на объекте однонаправленно и пребывать в ясном, открытом осознании, — позволяет жить более наполненной жизнью в настоящем и способствует духовному пробуждению. Она развивает сильное, устойчивое внимание и спокойствие, необходимые для преодоления постоянных движений ума. Когда человек приучает себя естественным образом пребывать в этом состоянии, раскрываются целительные силы сосредоточенного ума. 

Шине — основа практик Великого Совершенства Дзогчен, в частности, методов Трекчо и Тогал. Непрерывная практика Шине поддерживает практикующего на всем его пути.

Практики Пхова и Шине в программе обучения «Основы Тантры и Дзогчена»

Трекчо

Название «неконцептуальной» медитации Трекчо дословно переводится с тибетского как «полное отсечение, разрубание». Она практикуется для отсечения заблуждений, — и, в конечном итоге, полного понимания, убеждения в том, что представляет собой природа ума.

Это собрание методов направлено на то, чтобы на личном опыте изучить природу и работу ума, получить ознакомление с его основой — естественным состоянием ума, а затем освоить устойчивое пребывание в нем. 

Трекчо — основополагающая практика Учения Дзогчен. Считается, что ее полноценное освоение ведет к освобождению от страданий и достижению состояния Будды.

Практика Трекчо в программе обучения «Основы Тантры и Дзогчена»

Туммо

Туммо, или «огненный шар изначальной мудрости», — это практика, которая культивирует блаженство, сжигая тонкие омрачения для пребывания в естественном состоянии ума.

Описание Туммо содержится в тексте «Обычная практика туммо, пламя изначальной мудрости», написанной Шардзой Таши Гьялценом Ринпоче, мастером Бон, достигшим тела света, или радужного тела, в 1934 году.

Туммо — это внутренний огонь, внутреннее тепло и мудрость. Практика требует глубокого понимания работы тонких каналов в теле и движения по ним праны, энергии. 

В традиции Дзогчен Туммо рассматривается как вспомогательный метод, предназначенный прежде всего для улучшения качества медитации. Его изучение требует предварительного освоения в должной мере практики Трекчо. Считается, что в противном случае практиковать Туммо нет смысла. 

Сам метод сочетает в себе выполнение длительных задержек дыхания, визуализацию и пребывание в естественном состоянии ума, а также выполнение трулкоров (физических упражнений на задержке дыхания).

Практика Туммо в программе обучения «Основы Тантры и Дзогчена»

Трулкор

Трулкор, или «магическое движение» — аутентичная практика тибетской йоги, включающая в себя дыхание, осознание и физические движения. В отличие от множества индийских стилей йоги, в которых человек держит позу, пока дыхание свободно течет по телу, практикующий Трулкор, напротив, задерживает дыхание во время движений тела. Гармонизируя жизненное дыхание и направляя его поток как в физическом, так и в энергетическом измерениях, Трулкор позволяет очистить давно удерживаемые блоки в теле, энергии и уме практикующего. Это очищение поддерживает спонтанное возникновение осознанности во время формальной медитации и в повседневной жизни.

Ца-Лунг

Тело человека имеет несколько энергетических центров, чакр, и множество каналов, которые несут тонкие энергии по всему телу. В практике Ца-Лунг используется пять движений, выполняемых на задержке дыхания. Эти движения очищают пять энергетических центров, а также центральный канал. Практику Ца-Лунга легко освоить, она подходит практикующим с любым опытом подготовки.

Йога сновидений

Йога сновидений — значительный пласт учений Юнгдрунг Бон. Треть своей жизни мы проводим во сне, и традиция считает, что практика йоги сновидений углубляет осознанность человека во время ночных сновидений, «дневных сновидений» и переживаний в бардо, после смерти. 

Практика йоги сновидений — это мощный инструмент пробуждения, используемый на протяжении сотен лет великими мастерами тибетских традиций. В отличие от западного психологического подхода к сновидениям, конечной целью тибетской йоги сновидений является признание природы ума — и самого просветления. 

Суть практики заключается в том, чтобы осознать образы сновидений и не попасть под их власть. 

Тексты о йоге сновидений входят в Материнскую Тантру. Значительная работа на эту тему «Самоочищение заблуждений» из цикла «Самопроявление трех тел Великого Совершенства» написана Шардзой Таши Гьялценом Ринпоче. Традиции Тантры и Дзогчена придают этим практикам большое значение.

Йога сновидений в программе обучения «Основы Тантры и Дзогчена»

Тогал

Слово «тогал» переводится с тибетского как «прямое пересечение», «прямой подход» или «прыжок через [уровни для достижения наивысшего результата]» и является наиболее быстрым способом достижения растворения кармического видения у практикующего. Тогал приносит осознание «спонтанного присутствия» и может осуществляться только учеником, который обрел стабильность в практике трекчо. 

В традиции Дзогчен Тогал считается наивысшим методом, дающим возможность быстрого достижения состояния будды и реализации радужного тела. 

Метод состоит в созерцании чистых видимостей, проявляющихся в уме практика, благодаря созданию им необходимых условий тела, речи и ума.

Практика Тогал в программе обучения «Основы Тантры и Дзогчена»

Практика йидама

Практика йидама — значительный пласт тантрических практик учения Юнгдрунг Бон, их выполняют практически все бонпо. 

Пантеон традиции состоит из огромного числа божеств. Каждому из них присуща одна из четырех тантрических активностей: мирная, увеличивающая, подчиняющая и устраняющая. В целом йидамы подразделяются на мирные (Шжива) и яростные (Трово). Основой практики является именно эта основная характеристика, активность йидама, которая используется для устранения негативных аспектов и омрачений в пространстве бытия того, для кого выполняется практика. Это может быть развитие мудрости и сострадания, преодоление препятствий, избавление от болезней и т. д. 

С точки зрения очищения собственных омрачений человека результат мирных и яростных практик совершенно одинаков и зависит в большей степени от его собственной искренности, знания и усердия. 

Структура практики состоит из прочтения текста, состоящего из нескольких основных разделов, визуализации и начитывания мантры йидама. Во время выполнения Пховы в момент смерти также может быть выполнена визуализация своего йидама для переноса сознания в качества сознания божества.

Чод

Многие из жизненных проблем связаны со страхом и привязанностью — основными препятствиями на пути к осознанию сути своей истинной природы. Древняя практика Чод, упомянутая в текстах Материнской Тантры, представляет собой метод устранения этих препятствий. 

В тибетском языке слово «чод» буквально означает «резать». Во время нее чодпа, начитывая определенный текст, визуализирует отдачу собственного тела в жертву богам и демонам как способ разорвать привязанность к себе и к обычной реальности, а также гармонизировать, нейтрализовать их воздействие на жизнь человека. 

Как правило, для проведения практики чод йогин отправлялся в уединенные уголки на лоне природы, а также в устрашающие локации — кладбища, места массовых смертей и т. д. 

В практике чод «негативные» действия духов также рассматриваются как внешнее проявление собственного внутреннего страха и привязанностей. Таким образом, чодпа противостоят своему страху и эмоциям — и не обязательно на кладбище, это может быть любое место и подушка для медитации.

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Прикоснитесь к практикам древнейшей духовной традиции Бон

Программа «Основы Тантры и Дзогчена»

Рекомендованные статьи

Три коренные мантры традиции Юнгдрунг Бон Три коренные мантры традиции Юнгдрунг Бон
В традиции Юнгдрунг Бон есть три мантры, которые в совокупности воплощают всю полноту учения Будды Т...
Читать далее
Йога сна и сновидений: практика привнесения сновидений на путь Йога сна и сновидений: практика привнесения сновидений на путь
Традиция Дзогчен рассматривает тантрические практики йоги сновидений и йоги сна, так же как и туммо,...
Читать далее
История монастыря Менри История монастыря Менри
Менри — главный монастырь Традиции Юнгдрунг Бон, расположенный в местечке Доланджи, Индия, имеет бог...
Читать далее
Пантеон Пантеон
Пантеон Юнгдрунг Бон состоит из внушительного числа божеств — просветленных существ — Йидамов. Йидам...
Читать далее
Подписка на рассылку центра
При подписке Вы даете согласие на обработку персональных данных
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Гапсальская, д. 1, к. 2, литера О, помещение 309
Тел: 8 800 250 3301 (звонок бесплатный)
E-mail: info@bon.su

Мы в соцсетях
Напишите нам